Версия для слабовидящих

Диагностика и формирование учебной деятельности в поликультурной студенческой среде педагогического колледжа

Материал из Ярославский педагогический университет
Перейти к: навигация, поиск

Социально-экономические преобразования в стране обусловили необходимость в изменении подхода к профессиональной подготовке специалистов разных сфер деятельности, в том числе и педагогической. Ужесточение требований к квалификации учителя и высокая конкуренция образовательных учреждений обуславливает активизацию их деятельности в направлении подготовки конкурентоспособного специалиста, что, в свою очередь, требует сформированности у студентов качеств, позволяющих ему самостоятельно решать задачи в разных предметных областях. Образовательные учреждения, таким образом, с одной стороны заинтересованы в оптимальном обеспечении процесса формирования учебной деятельности (далее по тексту УД), а с другой стороны, обязаны предъявлять высокие требования к интеллектуальному развитию, самостоятельности, личностным качествам студентов. Кроме того, образовательные учреждения СПО должны обеспечить ориентированность обучающихся на овладение профессионально важными качествами и повышение значимости профессии в системе ценностных ориентаций человека.

В процессе достижения данных целей важным является определение критериев психолого-педагогической диагностики характеристик учебной деятельности, направлений и средств ее оптимального формирования.

Рассмотрим процесс достижения данных целей на примере ГОУ СПО «Зимовниковский педагогический колледж» (далее по тексту колледж), имеющего многонациональный контингент студентов (расположен на юго-востоке Ростовской области – регионе, в котором проживают представители более 50 национальностей).

В условиях современного образования возникает необходимость рассмотреть проблему формирования УД в единстве с проблемой индивидуальности человека и его культурной принадлежностью. Это связано с тем, что, с одной стороны, процесс учения обусловлен качеством обучения и воспитания, соответствующим целям образования, и предполагает высокий уровень развития материально-технической и методической базы учреждения, квалифицированное кадровое обеспечение. А с другой стороны, соответствие уровню и профилю образования обусловлено способностями человека к обучению и его личностными качествами.

Исходя из этого, в колледже приоритетными направлениями деятельности преподавателей являются:

  • гармоничное развитие личности студентов – будущих учителей;
  • оптимизация учебной деятельности студентов;
  • превенция отставания темпов индивидуальной социализации и обучения от темпа развития человеческой культуры.

При создании условий формирования УД студентов преподаватели опираются на системную диагностику профессионально важных качеств личности, индивидуальных особенностей обучающихся и целесообразную деятельность по формированию данных качеств.

Рассмотрим средства диагностики сформированности компонентов УД студентов колледжа.

В связи с тем, что учебная деятельность понятие многоаспектное, важно выяснить, насколько сформированы все ее компоненты: уровень развития мотивации учения, способность к постановке целей, степень осознания своих мотивов учения, уровень понимания смысла учебной задачи, степень овладения учебными действиями. В том числе, важно знать, как сформированы у студентов общеучебные умения конспектировать, ставить вопросы, аргументировать высказывания и т. п.; развиты ли у них навыки самоанализа.

Средства изучения данных характеристик могут быть различными, например, преподавателями колледжа используются: шкалирование и анкетирование мотивации учения, анкетирование самооценки умений, наблюдение профессионально значимых качеств личности, тестирование базовых знаний (входной контроль по предметам).

Преподаватели колледжа придают диагностике УД важное значение, так как, во-первых, она крайне необходима на начальном этапе профессионального обучения: является одним из критериев определения первоочередных задач в организации занятий, осуществления дифференцированного личностного подхода в обучении с учетом базового уровня ЗУНов студентов и их социально-культурных различий. Во-вторых, знание возможностей учащихся в учебной деятельности позволяет преподавателю организовать управление развитием тех компонентов учебной деятельности, которые в этом нуждаются. В-третьих, диагностика обнажает проблемные области в сфере учения и дает возможность студентам осуществить рефлексию.

Формирование учебной деятельности можно рассматривать как процесс развития индивидуальности и личности человека как субъекта этой деятельности, в той или иной степени затрагивающий все сферы жизнедеятельности человека: социальную (процесс социализации), систему ценностей (в том числе обусловленную и этнической принадлежностью), коммуникативную сферу, сферу здоровья и досуга и др. Поэтому, деятельность педагогов колледжа при формировании УД является не узкоспециальной, а имеет образовательные и общекультурные основания.

В номенклатуру целей формирования учебной деятельности педагогами включено непосредственное развитие компонентов учебной деятельности: мотивации учения, учебных действий, самоконтроля и самооценки, а также развитие таких сфер, как:

  • интеллектуальная сфера (абстрактное и словесно-логическое мышление, операции мышления, познавательные процессы);
  • мотивационно-потребностная сфера (познавательная потребность, потребности в достижении, умения целеполагания в прочесе УД);
  • эмоционально-волевая сфера (гармоничное эмоциональное развитие, целеустремленность, самостоятельность, рефлексия, ответственность);
  • экзистенциальная сфера (ценностные ориентации);
  • сферы общих и специальных способностей, в том числе творчества в области педагогической теории и практики.

Формирование УД в колледже базируется на следующих принципах: целостности в формировании учебной деятельности, приоритета самостоятельного обучения, элективности обучения, рефлексии.

К основным компонентам УД мы относим: понимание, принятие учебной цели учащимися (процессы целеобразования), овладение методами теоретического анализа, синтеза, развитие проективных и конструктивных способностей, рефлексию деятельности. Поэтому, среди заданий по предметам в педагогическом процессе активно используются аннотирование, рецензирование научных статей, подготовка самоанализов деятельности, моделирование проблемных психолого-педагогических ситуаций, рефлексия профессиональных умений; а среди типов уроков - семинары, лектории, деловые игры, стимулирующие процессы саморазвития человека.

Реализация учебных программ в колледже обеспечивается психологической поддержкой и индивидуальным консультированием студентов по проблемным вопросам УД в условиях поликультурной среды.

Достижение указанных выше целей на основе перечисленных принципов осуществляется в ходе интегрированного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса и производственной практики. Так, например, в колледже реализуются экспериментальные и инновационные технологии интегративно-креативной диалогики, коммуникативная, интенсификации обучения на основе использования структурно-логических схем и др. Выбор реализуемой технологии определяется характеристиками предмета, теоретико-практическими ориентациями педагога, но всегда ориентирован на обеспечение оптимальных условий УД студентов. С участием учителей школ проводятся теоретико-практические семинары по ознакомлению студентов с технологиями, реализуемыми в начальной школе, что способствует подготовке студентов к производственной практике.

Внедрение интегративно-креативной технологии и поощрение творчества во внеучебной деятельности создают условия для творческого развития студентов. Преподавателями разработана система разноуровневых творческих заданий по дисциплинам, в том числе и с учетом этнонационального состава студентов. В колледже осуществляется работа творческих групп, объединений и мастерских Центра регионоведческих исследований (например, студенческая лаборатория «Социум», студенческий клуб «Педагогическая валеология», творческая мастерская «Лингва» и др.).

Отбор педагогических средств формирования учебной деятельности ведется с использованием инновационных методов и форм обучения, в том числе и информационных, и направлен на совершенствование личностных и профессиональных качества будущих педагогов.

Так как студенческий состав колледжа многонационален, отбор педагогических средств, работа творческих групп, реализуемые в учебно-воспитательном процессе технологии направлены на оптимизацию межнациональных отношений, на создание комфортных условий деятельности и общения студентов разной этнической принадлежности.

В колледже проводятся ежегодные научно-практические студенческие семинары и конференций разного уровня, в том числе и зональные («Интеллектуальное развитие современной молодежи: проблемы и перспективы», «Реализация экспериментальной деятельности в ОУ СПО как фактор профессионально-личностного развития будущего специалиста»), интеллектуальные игры, конкурсы, предметные олимпиады, презентации творческих отчетов о культуре и быте народностей Дона и Северного Кавказа, которые среди прочих проблем рассматривают проблемы ознакомления студентов с особенностями поликультурного пространства Южного федерального округа.

Этнорегиональный компонент представлен как в учебной, так и в воспитательной работе, отражен в содержании, как различных учебных дисциплин, так и факультативов (например, курсы «Основы этнопедагогики», «История Дона и Северного Кавказа», «Культура народностей Северного Кавказа»). Возможность осуществлять исследовательскую деятельность с учетом культурных предпочтений стимулирует УД студентов, повышает мотивацию учения.

Таким образом, создание психологически благоприятной среды в условиях поликультурного пространства колледжа, систематический мониторинг достижений студентов, оптимизация учебно-воспитательного процесса способствуют улучшению показателей УД студентов, проявляющихся не только в качестве их знаний и умений, но в готовности их развивать, а также в ценностном отношении к выбранной профессии.

Литература:
  1. Белошицкий А.В., Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза // Педагогика. - 2006. - № 5. - С. 60-66.
  2. Педагогическая психология. / Под.ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой.