Версия для слабовидящих

Кафедра педагогики и психологии начального обучения — различия между версиями

Материал из Ярославский педагогический университет
Перейти к: навигация, поиск
(Состав кафедры)
(История кафедры)
Строка 49: Строка 49:
 
== История кафедры ==
 
== История кафедры ==
  
 +
Кафедра педагогики и психологии начального обучения была образована в 1983 году. Первой заведующей кафедрой была доцент М.М. Рыбакова. С 1984 г. по 2000 г. кафедру возглавлял доцент Ю.П. Вавилов, с 2000 – 2003 ею руководил профессор В.А. Мазилов, а с 2004 г. заведующим кафедрой снова стал Ю.П. Вавилов, возвратившийся из докторантуры. С 2009 г. заведующей кафедрой является доктор психологических наук, доцент Е.В. Карпова.
  
Кафедра педагогики и психологии начального обучения образована в 1983 году и является второй по времени своего рождения на педагогическом факультете. Её первым заведующим была доцент М.М. Рыбакова. С 1984 года по 2000 год кафедру возглавлял доцент Ю.П. Вавилов. В 2000-2003 г.г. ею руководил профессор В.А. Мазилов. А с 2004 года по настоящее время кафедрой вновь заведует Ю.П. Вавилов, защитивший докторскую диссертацию и ставший профессором.
+
Из числа специалистов кафедры вышли нынешние доктора наук и профессора: В.Н. Белкина (зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии ЯГПУ), В.А. Мазилов (зав. кафедрой общей и социальной психологии ЯГПУ), В.В. Козлов (профессор кафедры социальной и политической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова), Л.В. Черемошкина (профессор Московского городского психолого-педагогического университета).
  
На кафедре работали и работают высококвалифицированные преподаватели психолого-педагогических дисциплин. В данный период 83% из них имеют ученые степени и звания. Из числа специалистов кафедры вышли нынешние доктора наук и профессора В.Н. Белкина, В.А. Мазилов, В.В. Козлов, Л.В. Черемошкина. Находятся в докторантуре А.А. Борисова (совместитель). Успешно трудятся опытные доценты А.Г. Поддубный, С.А. Бадоева, Г.Б. Барышникова и старший преподаватель В.Я. Даскал. Все члены кафедры активно участвуют в научной, методической, воспитательной и общественной работе, имеют вузовские и факультетские поручения.
+
На кафедре работали и работают высококвалифицированные преподаватели психолого-педагогических дисциплин, обеспечивающие подготовку студентов по 6 специальностям; организованы специализации «Обучение на дому» и «Практическая психология в начальной школе».
  
Темы научной и методической работы кафедры: «Актуальные проблемы обучения и воспитания младших школьников», «Совершенствование профессиональной подготовки учителя начальной школы». Кроме того, ведутся исследования по индивидуальным темам преподавателей, в том числе совместно со студентами. В числе научно-методических публикаций кафедры монографии, учебные пособия, методические рекомендации.
+
В настоящее время из семи штатных преподавателей двое – доктора наук, четверо – кандидаты наук, доценты. За последние три года преподаватели кафедры опубликовали 4 монографии (три – Е.В. Карпова, одну – А.А. Борисова); 15 учебных и учебно-методических пособий; 80 статей. Проводится подготовка аспирантов по педагогической психологии и по теории и истории педагогики.
  
Для кафедры характерна верность лучшим традициям и устремленность в будущее. Такая позиция позволяет глубже осознавать сегодняшние и перспективные задачи, связанные с дальнейшей модернизацией и повышением качества профессионально-педагогического образования в целом и в особенности подготовки специалистов начального и дошкольного образования. В решении указанных задач кафедра тесно сотрудничает со всеми другими структурными подразделениями факультета и межфакультетскими кафедрами, а также с филиалами университета и педагогическими колледжами области.
+
Активно осуществляется руководство научно-исследовательской работой студентов. За последние три года совместно со студентами опубликовано 14 статей. Статья Г.Б. Барышниковой и О.Э. Шумовой вошла в сборник «100 лучших публикаций СНГ». Студенты участвовали в международных конференциях по проблемам нравственного воспитания, экологической культуры; вышли в финал Всероссийской олимпиады по педагогике, становились победителями Всероссийских и областных конкурсов студенческих работ.
 +
 
 +
Преподавателями кафедры систематически проводятся мероприятия, направленные, прежде всего, на повышение профессиональной компетентности будущих учителей – организуются ежегодные факультетские олимпиады по педагогике, конкурсы педагогического мастерства (Г.Б. Барышникова, В.Я. Даскал); студенты участвуют во Всероссийских вожатских форумах.
 +
 
 +
Осуществляется активная наставническая работа со студентами, апробируются новые формы. Со студентами проводятся тренинги личностного роста, общения, лидерства.
 +
 
 +
Особое внимание уделяется педагогической практике студентов (С.А. Бадоева, Г.Б. Барышникова). В рамках различных ее видов активно реализуются профориентационные мероприятия. С.А. Бадоева – член учебно-методической комиссии университета по координации деятельности организаторов производственной практики с момента ее создания; ведет обширную научно-методическую деятельность по вопросам педагогической практики, является соавтором программы педагогической практики студентов ЯГПУ; тесно сотрудничает с филиалами кафедр университета в школах города и области.
 +
 
 +
Большой вклад преподаватели кафедры внесли в организацию учебно-педагогического комплекса «Педколледж – вуз» и с момента его создания тесно связаны и сотрудничают с Ярославским, Угличским и Ростовским колледжами и филиалами ЯГПУ в них, оказывают необходимую научную, учебную и методическую помощь. Е. Карпова, Ю.П. Вавилов, Г.Б. Барышникова являются в них председателями государственных аттестационных комиссий.
 +
 
 +
Кафедра активно сотрудничает с ГУ ЯО ЦО и ККО, осуществляет руководство аттестационными работами учителей начальных классов (Е.В. Карпова, Г.Б. Барышникова). Е.В. Карпова является членом областной комиссии по аттестации педагогов педколледжей.
 +
 
 +
Реализуются разнообразные связи и сотрудничество с коллегами из Института семьи и воспитания РАО, кафедры психологии младшего школьника МПГУ, Международной академией психологических наук и др.
 +
 
 +
Преподавателей кафедры отличает глубокая заинтересованность в своем деле, ответственность и добросовестность, разносторонняя и содержательная работа по всем ее направлениям – учебной, научной, воспитательной, профориентационной, активная жизненная позиция, открытость контактам, готовность к конструктивному сотрудничеству.  
  
 
<!---------------------------Нижний блок----------------------------------->
 
<!---------------------------Нижний блок----------------------------------->

Версия 14:05, 4 февраля 2010


Педагогический факультет
Кафедры

Состав кафедры

Карпова Елена Викторовна

заведующий кафедрой, доктор психологических наук, доцент (педагогическая психология, психология развития, возрастная психология) Телефон: 51-71-83

Вавилов Юрий Павлович

доктор педагогических наук, профессор (социальная психология, психология общения, история психологии)

Бадоева Седа Азизовна

кандидат психологических наук, доцент (специальная психология, коррекционная педагогика, психология семьи и семейного воспитания)

Барышникова Галина Борисовна

кандидат педагогических наук, доцент (психолого-педагогические теории и технологии начального образования, социальная педагогика, региональные концепции и образовательные системы, этнопедагогика и этнопсихология)

Поддубный Александр Григорьевич

кандидат психологических наук, доцент (психология человека, общая психология, управление образовательными системами)

Борисова Антонина Алексеевна

кандидат психологических наук, доцент (психология способностей и технология их развития, общая педагогика)

Даскал Владимир Яковлевич

старший преподаватель (история педагогики, общая педагогика, теория обучения детей младшего школьного возраста)

Селевина Ирина Анатольевна

заведующая кабинетом

История кафедры

Кафедра педагогики и психологии начального обучения была образована в 1983 году. Первой заведующей кафедрой была доцент М.М. Рыбакова. С 1984 г. по 2000 г. кафедру возглавлял доцент Ю.П. Вавилов, с 2000 – 2003 ею руководил профессор В.А. Мазилов, а с 2004 г. заведующим кафедрой снова стал Ю.П. Вавилов, возвратившийся из докторантуры. С 2009 г. заведующей кафедрой является доктор психологических наук, доцент Е.В. Карпова.

Из числа специалистов кафедры вышли нынешние доктора наук и профессора: В.Н. Белкина (зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии ЯГПУ), В.А. Мазилов (зав. кафедрой общей и социальной психологии ЯГПУ), В.В. Козлов (профессор кафедры социальной и политической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова), Л.В. Черемошкина (профессор Московского городского психолого-педагогического университета).

На кафедре работали и работают высококвалифицированные преподаватели психолого-педагогических дисциплин, обеспечивающие подготовку студентов по 6 специальностям; организованы специализации «Обучение на дому» и «Практическая психология в начальной школе».

В настоящее время из семи штатных преподавателей двое – доктора наук, четверо – кандидаты наук, доценты. За последние три года преподаватели кафедры опубликовали 4 монографии (три – Е.В. Карпова, одну – А.А. Борисова); 15 учебных и учебно-методических пособий; 80 статей. Проводится подготовка аспирантов по педагогической психологии и по теории и истории педагогики.

Активно осуществляется руководство научно-исследовательской работой студентов. За последние три года совместно со студентами опубликовано 14 статей. Статья Г.Б. Барышниковой и О.Э. Шумовой вошла в сборник «100 лучших публикаций СНГ». Студенты участвовали в международных конференциях по проблемам нравственного воспитания, экологической культуры; вышли в финал Всероссийской олимпиады по педагогике, становились победителями Всероссийских и областных конкурсов студенческих работ.

Преподавателями кафедры систематически проводятся мероприятия, направленные, прежде всего, на повышение профессиональной компетентности будущих учителей – организуются ежегодные факультетские олимпиады по педагогике, конкурсы педагогического мастерства (Г.Б. Барышникова, В.Я. Даскал); студенты участвуют во Всероссийских вожатских форумах.

Осуществляется активная наставническая работа со студентами, апробируются новые формы. Со студентами проводятся тренинги личностного роста, общения, лидерства.

Особое внимание уделяется педагогической практике студентов (С.А. Бадоева, Г.Б. Барышникова). В рамках различных ее видов активно реализуются профориентационные мероприятия. С.А. Бадоева – член учебно-методической комиссии университета по координации деятельности организаторов производственной практики с момента ее создания; ведет обширную научно-методическую деятельность по вопросам педагогической практики, является соавтором программы педагогической практики студентов ЯГПУ; тесно сотрудничает с филиалами кафедр университета в школах города и области.

Большой вклад преподаватели кафедры внесли в организацию учебно-педагогического комплекса «Педколледж – вуз» и с момента его создания тесно связаны и сотрудничают с Ярославским, Угличским и Ростовским колледжами и филиалами ЯГПУ в них, оказывают необходимую научную, учебную и методическую помощь. Е.В. Карпова, Ю.П. Вавилов, Г.Б. Барышникова являются в них председателями государственных аттестационных комиссий.

Кафедра активно сотрудничает с ГУ ЯО ЦО и ККО, осуществляет руководство аттестационными работами учителей начальных классов (Е.В. Карпова, Г.Б. Барышникова). Е.В. Карпова является членом областной комиссии по аттестации педагогов педколледжей.

Реализуются разнообразные связи и сотрудничество с коллегами из Института семьи и воспитания РАО, кафедры психологии младшего школьника МПГУ, Международной академией психологических наук и др.

Преподавателей кафедры отличает глубокая заинтересованность в своем деле, ответственность и добросовестность, разносторонняя и содержательная работа по всем ее направлениям – учебной, научной, воспитательной, профориентационной, активная жизненная позиция, открытость контактам, готовность к конструктивному сотрудничеству.