Новости исторического факультета

Материал из Ярославский педагогический университет
Перейти к: навигация, поиск
Перейти: Факультеты ЯГПУ

Наши студенты - призёры "Open International Internet-Olympiad"

Hst2011262.jpg
Поздравляем студентов исторического факультета ЯГПУ – победителей второго тура Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад 2020-2021 уч.г.

По итогам онлайн-тестирования по предмету "История России" Татьяна Муравьёва (а.г. 1801) получила золотую медаль, а Екатерина Урядченко (а.г. 1001) — серебряную медаль.

Желаем нашим умницам дальнейших успехов!

Новый онлайн-курс по истории России

Преподаватели кафедры отечественной истории П.Г Аграфонов, Г.В. Карандашев, Ю.С. Никифоров, Е.Л. Сараева подготовили новый онлайн-курс по дисциплине "История России" для студентов ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Была презентация, курс адаптирован к современным условиям дистанционного обучения. Создание онлайн-курса – первый и успешный опыт подготовки учебно-методического комплекса по истории России (с древнейших времен по настоящее время).

Международная конференция омбудсменов

Hst2011263.jpg
17 ноября состоялась IV Международная научно-практическая конференция "Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов". Свои доклады представили уполномоченный по правам человека в РФ Т.Н. Москалькова, председатель ПАСЕ Х. Дамс, Верховный комиссар ООН по правам человека М. Бачелет и др. В ходе мероприятия произошел обмен опытом в сфере правозащиты.

Принял активное участие в научно-практической конференции Уполномоченный по правам человека в Ярославской области С.А. Бабуркин. На кафедре политологии и социологии ЯГПУ целенаправленно и систематически проводятся исследования проблем реализации прав человека, что нашло отражение в докладе профессора С. А. Бабуркина на конференции.

"Недоморощенные": профессора ИФ высоко оценили работы магистров

Hst201127.jpg
24 ноября магистранты программы "Образовательно-просветительские аспекты публичной истории" выступили с наиболее интересными сюжетами своих диссертаций, которые им предстоит защитить уже в июне следующего года. Тематика выступлений иллюстрирует широту исследовательских интересов молодых ученых, а также научный потенциал публичной истории. Владимир Тинков проанализировал стереотипы и анахронизмы, встречающиеся в компьютерных играх по военно-политической истории Древней Руси. Иван Бражников продемонстрировал разницу представлений о генезисе древнерусской государственности в современных российских и белорусских учебниках истории. Философские искания трансценденталистов, ставшие одной из концептуальных основ борьбы против рабства в США, отразил в своей презентации Павел Егоров. Специфику обращения с прошлым Османской империи в современной Турции осветила Наталья Братыщенко. Наиболее практикоорентированный проект представила Екатерина Лазарева, разрабатывающая курс дополнительного образования, который позволит вовлечь подростков в изучение семейного исторического наследия.

Особенностью семинара был не только его дистанционный формат, но и профориентационный характер. В обсуждении приняли участие магистранты первого курса и будущие выпускники программ бакалавриата. Для первых мероприятие позволило сформировать умения научной дискуссии, а пятикурсники получили возможность расширить представление о специфике обучения в магистратуре исторического факультета.

Традиционно на семинаре присутствовали преподаватели: руководитель программы О.С. Нагорная и научный руководитель ряда магистерских диссертаций А.С. Ходнев, давшие ценные замечания для развития исследовательских проектов.

Наталья Братыщенко

Природа в фокусе: конференция по экологической истории

Hst2011261.jpg
20-21 ноября в РГГУ состоялась III Международная научная конференция "Человек и природа: история взаимодействия". На форуме обсуждались методологические подходы к изучению окружающей среды как силы, определяющей развитие человеческой истории и антропологического конструкта, региональные особенности экологической политики, темпоральные измерения дискуссий о сохранении окружающей среды.

В насыщенную программу был включен доклад О.С. Нагорной "Опыт милитаризации ландшафтов Восточного фронта Первой мировой войны в осмыслении советских военных теоретиков". В выступлении были рассмотрены эффекты размывания границ между фронтом и тылом, результаты технизации огромных территорий Восточной Европы, осмысление токсичного наследия военной экологической политики советскими военными аналитиками.

"Уроки Нюрнберга"

Hst2211201.jpg
20-21 ноября в Музее Победы (Москва) проводился международный научно-практический форум "Уроки Нюрнберга". В секции "История преступлений нацистов и их пособников против советского народа: научные исследования педагогических вузов" с докладом "История остарбайтеров в российских школьных учебниках" выступил А.М. Ермаков.

Участники секции рассмотрели вопросы современного состояния и перспектив развития научных исследований преступлений нацистов и их пособников против мирного советского населения в годы Великой Отечественной войны в российских педагогических университетах и институтах, необходимости противостоять фальсификации истории, попыткам искажения исторических фактов и реабилитации нацистов и коллаборационистов. Основное внимание было уделено мониторингу состояния научных исследований данной области исторического знания, анализу опыта изучения геноцида советского народа в период Великой Отечественной войны в российских педагогических вузах, поиску оптимальных форм научной, методической, проектной и исследовательской работы в области изучения истории Великой Отечественной войны, подвига советских солдат, преступлений нацистов и их пособников против мирных жителей СССР.

Видеозапись докладов секции размещена на сайте Музея Победы здесь.

Научные оценки эффектов социалистической интеграции

15-17 ноября 2020 г. в Челябинске состоялась международная конференция "Friendship of Convenience: Comecon Member-Countries Facing the Cold War". Перенесенные в виртуальное пространство научные дискуссии объединили ученых из России, Германии, Японии, Гонконга.

О.С. Нагорная выступила с докладом "Рай для любящих путешествовать хозяйственных работников": дискурсы, проекты и актеры социалистической интеграции", в котором были освещены вопросы о специфике социалистического интеграционного проекта, его внешнеполитической пропаганды, а также о скрытых конфликтных линиях. Особое внимание докладчик уделила неформальным сетям и измерению агентности СЭВ – представителям социалистических стран в комиссиях и комитетах Совета.

Мигранты в России с точки зрения образования

В журнале Международного общества исторической дидактики вышла статья А.С. Ходнева.

Hst1711204.jpg
Alexander Khodnev. Migrants in Russia through the Educational Viewpoint: Integrational, Cultural and Didactic Problems // The International Journal of Research on History Didactics. History Education and History Culture. Yearbook of the International Society for History Didactics. 2020. Issue 41. P. 39-54.

"Миграции в мире находятся в центре внимания широкой общественности. Их изучают специалисты с разных сторон. Некоторые историки полагают, что миграции составляют суть исторических процессов в разные эпохи. Россия стала местом притяжения трудовых мигрантов. Россия в последние два десятилетия занимает второе место в мире после США по количеству мигрантов. Большинство мигрантов прибывают из бывших советских республик (Украина, Беларусь, Молдова, Средняя Азия, Кавказ и Закавказье). Культурная близость в прошлом не снимает проблем современной интеграции мигрантов и их детей в российскую действительность. Первая сложность культурного плана – знание русского языка. Не менее сложные проблемы возникают на уроках истории. Дети мигрантов имеют полное право получать образование инклюзивно, вместе с российскими школьниками в соответствии с законом. Тем не менее, существует множество сложных проблем, которые необходимо решить российским учителям, в том числе на уроках истории..."

Военная история в гражданском образовании ФРГ и Франции

Hist1311201.jpg
Российское военно-историческое общество опубликовало 3-й выпуск сборника статей "Преподавание военной истории в России и за рубежом". В сборник вошли статьи А.М. Ермакова "Первая мировая война в гражданском образовании ФРГ" и аспиранта кафедры всеобщей истории Л.В. Ехлаковой "Визуализация Второй мировой войны в современных французских школьных учебниках".

В статье А.М. Ермакова в контексте современного состояния исторической памяти ФРГ и зарубежной историографии рассмотрено освещение дипломатической истории Первой мировой войны, стратегий воюющих сторон, военной повседневности в тылу и на фронтах, последствий войны, а также мифов о военных и политических событиях в изданиях Федерального и земельных центров гражданского образования. Дана оценка современных зарубежных трактовок ключевых проблем истории Первой мировой войны, распространяемых через систему гражданского образования.

В статье Л.В. Ехлаковой рассматривается, какую роль играют визуальные источники в формировании исторической памяти. Анализируется визуальный образ Второй мировой войны, создаваемый в современных французских учебниках, место работы с визуальными источниками в образовательной программе Франции, а также применяемые приемы и методы.

ИФ ЯГПУ запускает программу методической поддержки проектно-исследовательской деятельности школьников Ярославля

Развитие проектной культуры школьников является одной из приоритетных целей современной дидактики. Формирование "мягких" навыков исследовательской деятельности и междисциплинарной коммуникации рассматривается как важное связующее звено между предметным знанием и решением задач повседневной жизни. Возможные сложности, возникающие у педагогов и обучающихся, практические решения по их преодолению, потенциальные сферы взаимодействия между «большой» наукой и образовательными практиками стали предметом анализа в рамках онлайн-лекции О.С. Нагорной для педагогов г. Ярославля. Встреча была организована под патронатом МОУ ДПО "Городской центр развития образования".

Hist1311202.jpg
В рамках мероприятия была анонсирована программа методической поддержки проектно-исследовательской деятельности школьников, которую исторический факультет педагогического университета планирует запустить при информационной поддержке ГЦРО. К сопровождению предполагается подключить студентов университета старших курсов, имеющих богатый опыт научных изысканий. Помимо консультаций будет организована площадка апробации в форме проведения городского конкурса научных проектов и исследовательских работ школьников по истории и обществознанию "Социум. Культура. История. Политика".

Идея нашла поддержку педагогов, на настоящий момент ведется обсуждение форматов сотрудничества с конкретными школами.

Онлайн-конференция к 75-летию Победы

Hist201029.jpg
С 21 октября в дистанционном режиме проводится научно-практическая конференция "Великая Отечественная война в контексте сохранения исторической памяти: к 75-летию Победы". Конференция организована Музеем истории города Ярославля, ЯрГУ им.П.Г. Демидова и Государственным архивом Ярославской области. С докладом "Крах операции "Барбаросса" в гражданском образовании ФРГ" выступил А.М. Ермаков.

Видеозапись доклада размещена здесь.

Конференция "Преподавание военной истории в России и за рубежом" в Москве

23 октября А.М. Ермаков выступил с докладом "Первая мировая война в гражданском образовании ФРГ" на III Всероссийской научно-практической конференции "Преподавание военной истории в России и за рубежом: трансформация подходов в эпоху глобализации".

Hist201025.jpg
Организаторами конференции выступили Российское военно-историческое общество при поддержке Института истории и политики МПГУ, Московского отделения Ассоциации учителей истории и обществознания, корпорации "Российский учебник" и журнала "Преподавание истории в школе".

Участники обсудили особенности преподавания военной истории в средней школе и трансформацию существующих подходов. Особое внимание было уделено как теоретико-методическим аспектам, так и освещению отдельных событий в школьных учебниках. Акцент был сделан на проблемах содержательного и методологического характера, с которыми сталкиваются преподаватели и учащиеся на всех уровнях образования.

Подробную информацию можно посмотреть здесь.

Конвейер жизни и жизнь-конвейер: магистранты ИФ в Музее-Фабрике

Ярославль – город музеев, это утверждение трудно оспорить. Видавшему виды местному или заезжему фанату визуальных впечатлений и музейных инсталляций сложно найти повод для удивления и инспирации. Тем не менее магистрантам исторического факультета, специализирующимся в сфере музеев, медиа, работы с прошлым, удалось уловить уникальность во множестве на площадке текстильной фабрики "Красный Перекоп".

Руководитель проекта Юлия Кривцова рассказала историю фабрики через историю людей: владельцев, управляющих, трудовых династий. Например о том, как вольных людей переводили обратно в крепостных, бежавших от невыносимо тяжкого физического труда. О том, как воплотитель фабианских идей XIX века А.Ф. Грязнов получил награду на Парижской выставке за продуманную структуру работы, жизни и отдыха трудящихся, а после революции был арестован "за излишнюю заботу о своих рабочих". Или о буднях обычных тружеников фабрики, жизнь которых была насильственно вписана в такт паровых механизмов российской индустриализации.

Hist2010221.jpg Hist2010222.jpg Hist2010223.jpg Hist2010224.jpg

Параллельно разговор шел и о философии реализуемого культурного проекта – стремлении вовлечь в него живущих в округе людей, ухватить в музейных артефактах трудовые традиции, вписать текстильную нить в паутину исторических смыслов. О неформальных сетях, возникающих на площадке музея. О замыслах будущих проектов: дня рождения пожилых людей, спектаклей документального театра, инсталляции звуков и запахов производства.

Участники экскурсии получили богатый материал для осмысления. Представляется, что это далеко не последняя встреча куратора и обучающихся магистерской программы.

Магистранты ИФ защитили проекты по прикладной истории

Hist2010204.jpg
Магистерская программа "Образовательно-просветительские аспекты публичной истории" ЯГПУ нацелена на подготовку специалистов в сфере трансляции исторического знания широкой публике с помощью различных медиа. Важной частью обучения является разработка собственных проектов с использованием различных каналов информации: социальных сетей, музейных площадок, виртуальных образовательных ресурсов. Здесь изученные теоретические концепты должны «повенчаться» с креативными идеями и знаниями практических инструментов их реализации.
Hist2010203.jpg
В рамках дисциплины "Прикладная история и образовательные проекты" (под руководством О.С. Нагорной) магистранты ИФ представили предполагаемым последователям – студентам выпускного курса – свои проектные концепции. Среди них локализация событий популярного турецкого сериала «Великолепный век» с помощью технологий ГИС (Братыщенко Наталья), youtube-канал о Поречье Рыбном с сюжетами о самой высокой сельской колокольни России и рассказах о чудесатостях поселка (Бражников Иван), профориентационные игры "Историк be like" (Смирнов Никита, Самойлова Елизавета) и "Колесо профессий историка: кем станешь ты?" (Лазарева Екатерина), просветительский блог о средневековых сюжетах в компьютерных играх (Тинков Владимир).

Пятикурсники живо включились в дискуссию, высказывали свои рекомендации по доработке и развитию проектов, задавали вопросы о коммерческих и просветительских эффектах. У некоторых проектов сразу нашлись "заказчики" - зам. декана по профориентационной работе В.В. Кумсков предложил включить игры в инструментарий факультета.

Студентка ИФ – призёр программы Российско-Германского года научно-образовательных партнёрств

Программа Российско-Германского года научно-образовательных партнерств насыщена множеством интересных и увлекательных мероприятий в сфере науки, образования и культуры. Одним из них стал конкурс научных эссе "Немцы в экономической жизни России XVIII – начала XXI в.", организованный Российско-германским учебно-научным центром РГГУ и АНО ДПО "Институт этнокультурного образования". В фокусе конкурса оказалась многогранная, полная взлетов и падений история взаимоотношений России и Германии.

Hist2010201.jpg Hist2010202.jpg

Студентка исторического факультета ЯГПУ Дарья Попова прошла сложный отбор заочного тура конкурса и была приглашена в Москву на защиту своего проекта. Работа была написана на материалах архива Ярославской области и посвящена напряженному этапу российско-германских взаимоотношений в период Первой мировой войны. Экспертная комиссия по достоинству оценила интересные документальные находки и идеи Дарьи и присудила ей III место международного конкурса.

Поздравляем Дашу и желаем ей дальнейших научных успехов!

Заслуги доцента кафедры политологии и социологии отмечены УФСИН и губернатором Ярославской области

Член Общественной наблюдательной комиссии 4-го созыва (2017-2020 гг.) С.Л. Таланов осуществлял общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. В сентябре 2020 г. он был избран Общественной платой РФ на очередной срок.

Hist2009283.jpg Hist201008.jpg

Магистранты исторического факультета ЯГПУ в "Лабмедиа"

Hist2009281.jpg
Обучение по направлению магистерской программы "Образовательно-просветительские аспекты публичной истории" предполагает не только теоретические знания, но и применение изученных подходов на практике, а также знакомство с возможным будущим работодателем. 24 сентября 2020 г. магистранты 2 курса, в рамках курса "Прикладная история и образовательные практики", посетили компанию "Лабмедиа" г. Ярославля, которая специализируется в области IT-консалтинга в сфере дистанционного обучения, автоматизации HR-процессов и e-Learning-решений.
Hist2009282.jpg
Директор по персоналу Наталья Лебедева и сотрудники компании познакомили магистрантов со своими проектами, в том числе и с самым популярным – тренажером Box battle ("игра для нескучной тренировки знаний в форме поединка"). Студенты имели возможность познакомиться с профессией педагогического дизайнера и сценариста электронных курсов, посетив непосредственное место их работы ("узнать всю кухню изнутри"). После проведения экскурсии по офису компании студентами были заданы многочисленные вопросы - о применении технологии геймификации в области школьного образования, о секретах успеха компании, о нюансах работы педагогического дизайнера.

"После экскурсии у всех остались незабываемые впечатления и положительные эмоции!"
- Никита Смирнов

Международная конференция в Музее Победы

150
3 сентября 2020 г. в Музее Победы (Москва) прошла международная научная конференция "75 лет Победы: Советский Союз и завершение Второй мировой войны на Дальнем Востоке", организованная Российским военно-историческим обществом". Конференция была приурочена ко Дню окончания Второй мировой войны и старту Международной акции «Диктант Победы». С докладом "Война Германии против Советского Союза в гражданском образовании ФРГ" на конференции выступил А.М. Ермаков.

Новые публикации преподавателей кафедры всеобщей истории

В журнале "The Polish Review" вышла статья А.С. Ходнева "Образ западного соседа: история Польши в X - XVII веках в российских учебниках истории".

Hist0909202.jpg Hist0909203.jpg

Российское военно-историческое общество выпустило в свет второй сборник статей "Преподавание военной истории в России и за рубежом". В сборнике опубликована статья А.М. Ермакова и выпускницы магистратуры исторического факультета Л.В. Ехлаковой "История Второй мировой войны в современных французских школьных учебниках".

"Диктант Победы"

Hist090920.jpg
3 сентября в ГОУ ЯО "Ярославская общеобразовательная школа №21" в исправительной колонии №1 УФСИН России по Ярославской области организована площадка для проведения диктанта "Диктант Победы", который приурочен к 75-й годовщине со дня окончания Второй мировой войны.

Свои знания по истории ВОВ решили проверить 33 осужденных. Среди участников акции были не только действующие ученики, но и те, кто школу закончил более 15 лет назад.

К мероприятию осужденные готовились заранее: посещали дополнительные занятия, изучали специальную литературу, закрепляли полученные знания в библиотеке.

Перед началом диктанта каждый присутствующий получил в распечатанном виде индивидуальные комплекты материалов, включая пронумерованные бланки с заданиями и бланки для заполнения. Участникам предоставлялось 45 минут для ответа на 25 вопросов.

В организации мероприятия приняли участие председатель ОНК Олег Кудрявцев и доцент кафедры политологии и социологии Сергей Таланов.

В своем приветственном слове гости отметили, что диктант проводится в целях привлечения широкой общественности к изучению истории Великой Отечественной войны, повышения исторической грамотности и патриотического воспитания. Участники диктанта имеют прекрасную возможность получить объективную информацию об уровне своей исторической грамотности и еще раз вспомнить героическое прошлое своих предков, отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины.

Свои результаты участники узнают через неделю, но каждый из их надеется на положительную оценку.

Премия "Студент года Исторического факультета ЯГПУ – 2020"

Лучшим свидетельством успешности любого университета являются его студенты. Именно они отражают в себе лучшие традиции учебного заведения, его достижения, его корпоративную культуру. На поощрение лучших студентов нацелена введенная в этом году премия "Студент года Исторического факультета ЯГПУ".

К сожалению, в связи с карантином мы не смогли организовать красочную церемонию, однако заслуги наших номинантов и лауреатов не теряют от этого свою значимость. Мы благодарим их за неравнодушие к учебе, науке, общественной деятельности, за поддержку духа и уникальной атмосферы Исторического факультета. Надеемся, что их пример вдохновит других студентов на кропотливую работу и выдающиеся свершения в будущем году.

Победители и призёры номинаций

"Перспективный учёный" - за активную научно-исследовательскую деятельность, победы и призовые места в конкурсах, конференциях, олимпиадах научного характера, вклад в развитие СНИЛ, организацию научных мероприятий:

"Лидер самоуправления" - за активное участие в общественной жизни факультета, реализацию принципов самоуправления в студенческой среде, проведение факультетских мероприятий:

Особо хочется поздравить лучших выпускников этого года, проявивших себя в учебной, научной, внеучебной деятельности, внесших вклад в развитие факультета, его презентацию во внешней среде в рамках практик, исследовательской работы, профориентационных мероприятий:

Исторический факультет желает вам успехов в профессиональной деятельности и надеется на встречу в рамках магистерской программы "Образовательно-просветительские аспекты публичной истории"!


АРХИВ НОВОСТЕЙ